Маяковский Владимир

3 минуты на чтение

Человек, личность которого  феноменально соответствовала его творчеству и его времени.

Годы жизни 1893-1930

Не получив специального литературного образования, Маяковский не обращал внимания на традиционные условности. В произведениях классиков, с которыми знакомился, не находил отражения окружавшей его  бурной жизни. Может быть, поэтому  в своем творчестве шел собственным путем, интуитивно отражая дух времени. Маяковского не интересовали душевные переживания героев, его поэзию приравнивали к публицистике…

Владимир Маяковский родился на Кавказе в селе Багдади, окруженном горами, которые покрывал лес. Отец был по происхождению  дворянин, но служил лесничим. Мать – рода кубанских казаков. С 1902 года Владимир учился в гимназии в Кутаиси. Со второго класса он был знаком с социал-демократическими идеями, со временем стал принимать участие в выступлениях молодежи.

В 1906 году умирает отец Володи, и семья перебирается в Москву в поисках заработка. Сестра Маяковского изготавливает художественные ткани на продажу, этим первое время и живет семья. Владимир ведет подпольную работу, становится пропагандистом среди рабочих, его несколько раз арестовывают. В это же время он поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, но художественное творчество его не привлекает, он остается в училище только потому, что здесь не требуют справку о благонадежности.

Началом поэтической работы Маяковский считал 1909 год. Именно тогда у него находят в Бутырской тюрьме тетрадку со стихами и отбирают ее. Чтобы овладеть началами творчества, Маяковский принялся читать стихи поэтов-символистов, обратился к классике – прочитал Байрона, Шекспира. Но в их произведениях не было той бурной жизни, какая окружала, впечатляла его. О новом, решил он, надо писать по-новому.

Хорошо или плохо было для творчества Маяковского то, что он не получил систематического образования? С одной стороны ему сложно было оценить то или другое произведение с классических позиций, с другой стороны – он не был скован традиционными условностями. Маяковский творил на интуитивном уровне, в соответствии с духом времени он отвергал поэзию, которая передавала чувства, ощущения, душевные переживания. Его привлекала жизнь, которая проходит перед его глазами. Его стихи некоторые исследователи  называли не поэзией, а публицистикой. Однако публицистические стихи – не единственная, не основная часть его творчества.

С 1912 года Маяковский – активный участник модернистских выставок и диспутов. Со временем сближается с футуристами — В. Хлебниковым, Д. Бурлюком, А. Крученых, и вместе с ними подписывает манифест группы. В стихотворениях того периода – «Ночь», «Утро», «А вы могли бы?», «От усталости», «Кофта фата» — его лирический герой мучительно идет к самому себе. А в стихотворениях «Нате!», «Вам!», «Ничего не понимаю» — реальное историческое содержание, здесь лирический герой является чужим в чуждом ему мире.

Стихи Маяковского отличаются яркими запоминающимися и неожиданными метафорами, образами и сравнениями, так поэт старался донести до читателей содержание своих произведений. «Угрюмый дождь скосил глаза» (стихотворение «Утро»), «Мокрая, будто ее облизали, толпа» (стихотворение «Эй»), «Флейта водосточных труб» («А вы могли бы?»).

Необычно и построение стихов, сначала писал «В столбик», разбивая их по интонации, а позднее – «лесенкой», то есть, делая разбивку стиха на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой.

В стихотворениях «Мама и убитый немцами вечер» и «Война объявлена» Маяковский выражает негативное отношение к войне. В поэме «Облако в штанах» поэт выступает против общепринятой морали. Революцию Маяковский принимает сразу и без сомнений, пишет восторженную «Оду революции». Новую действительность поэтически отображает в пьесе «Мистерия-буфф» (1919 год) и в поэме «150 000 000» (1919-1920 г.г.). Принимает участие в выпуске серии плакатов «Окна сатиры РОСТА», в них печатаются его броские емкие стихи и рисунки. В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом. Заграничные стихи Маяковского — важная часть его творческого наследия.

К концу двадцатых годов Маяковский начинает замечать диктат, появление новой элиты с партийными билетами, бесправие большинства простых людей. Поэт объясняет это временными трудностями, в которых виноваты бюрократы и новоявленные баре. Так появляются его стихотворения «Прозаседавшиеся», «Трус» и другие.

Появляются его комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929), поставленные режиссером В. Мейерхольдом. В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму «Хорошо», которая стала одним из крупнейших завоеваний социалистического реализма. Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925).

Пушкин Александр, великий русский поэт.
Башлачев Александр, представитель русского рока.

В конце 20-х годов Маяковский  организует литературную группу «ЛЕФ» — «Левый фронт искусства», а позднее «РЕФ» — «Революционный фронт искусства». Но эти организации не оправдывают ожиданий поэта.

Личная неустроенность поэта тоже не вносит оптимизма в его жизнь. Женщиной его жизни стала Л. Брик, хотя в разное время у него были близкие отношения и с Э. Джонс, Т. Яковлевой, В. Полонской, Н. Бреховской.

Внутренний разлад в душе приводит Маяковского к гибели, в 1930 году он застрелился. Возможные причины трагедии – разочарование в новой жизни в Советской России, болезнь горла и другие. Есть версия, что Маяковский умер насильственной смертью.

Вам может понравится...