Циолковский Константин

2 минуты на чтение

Константин Эдуардович Циолковский, русский ученый, основоположник российской космонавтики.

Годы жизни 1857-1935

Скромый учитель из Калуги, ученый-самоучка, первым попытался представить практическую сторону освоения космоса. Труды Циолковского легли в основу теории космического полета.

Константин родился в семье лесничего в селе Ижевское под Рязанью. В детстве потерял из-за болезни слух, не смог полноценно учиться в школе и всю дальнейшую жизнь занимался самообразованием.

Когда исполнилось 16 лет, отец отправил сына в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея. Под его руководством юноша подготовился к экзамену на звание учителя народных училищ, и осенью 1879 года успешно сдал. А затем получил назначение в городскую гимназию города Боровска Калужской области — преподавателем арифметики и геометрии. После нескольких лет работы в Боровске был переведен в Калугу, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

После занятий и по выходным Циолковский занимался исследованиями, круг интересов был очень широк. Правда, по причине отсутствия систематического образования, он иногда приходил к результатам, уже известным науке. Так произошло с его первой научной работой, посвященной проблемам газовой динамики.

Но уже вторая опубликованная работа — «Механика животного организма» —  стала оригинальной, а Циолковского избрали действительным членом Русского физико-химического общества. Положительно отозвались о его работе Д. Менделеев и А. Столетов — крупнейшие ученые того времени.

После знакомства с Николаем Жуковским ученый-самоучка стал заниматься механикой управляемого полета. На чердаке своего дома построил примитивную аэродинамическую трубу, на которой проводил опыты с деревянными моделями.

Полученные результаты, накопленный материал легли в основу проекта управляемого аэростата, иначе говоря, дирижабля (это название придумают позднее). Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля и построил его работающую модель. А также создал оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля и оригинальную схему регулирования его подъемной силы.
Но проект Константина Эдуардовича отвергли чиновники Русского технического общества, по причине того, что одновременно с ним с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц. И все же Циолковскому удалось опубликовать описание своего проекта в журнале «Научное обозрение». Таким образом, приоритет изобретения был закреплен за ним.

Следующим этапом стало исследование аэродинамики самолета. Он вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета, для этого исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы. Его работы были использованы Жуковским при создании теории расчета крыла.

Далее Циолковский переключился на исследования космического пространства. В книге «Исследования мировых пространств реактивными приборами» (опубликовал в 1903 году) впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. Ему не хватило математических знаний, чтобы дать детальные расчеты ее конструкции; зато ученый выдвинул целый ряд ценных идей, как, например, использование многоступенчатых ракет. В начале прошлого века он пророчески писал: «С момента применения ракетных приборов начнется новая великая эра в астрономии».

Сергей Королев, основоположник практической космонавтики.
Юрий Гагарин, советский космонавт.

Об идеях ученого-самоучки долго ничего не было известно специалистам, его исследования не получали необходимой поддержки. Только в 20-е годы чиновники проявили интерес к трудам Циолковского и выделили скромные средства. В первую очередь он занялся динамикой полетов на больших скоростях. В 1927 году доказал, что наиболее экономичным средством для космического полета является аппарат, сочетающий качества самолета и ракеты, способный стартовать с Земли и затем развить космическую скорость.

Ученый рассчитал, не имея необходимых приборов, что для полета вокруг Земли оптимальной высотой является промежуток от трехсот до восьмисот километров. На этих-то высотах и проходят современные космические полеты.

В конце 30-х годов идеи ученого-самоучки развивала группа специалистов по изучению реактивного движения под руководством Ф. Цандера. Константина Циолковского тогда уже не было в живых.

Вам может понравится...